Государственная поддержка предпринимательства

Государственная поддержка предпринимательства

Государственная поддержка предпринимательства

Государственная поддержка предпринимательства

Малый бизнес имеет большое значение в рыночной экономике, рядом преимуществ обладают страны с высоко развитой экономикой, на высокие показатели других стран обращают внимание ученые, что приводит к выявлению проблем развития малого предпринимательства в России.

В интересах государства заключается стимулировании предпринимательской активности, с помощью осуществления программ развития малого бизнеса. Развитие малого бизнеса приведет к увеличению рыночной экономики.

Развивая малый бизнес можно решать ряд проблем, повысить эффективность производства, занятость населения, стимулируя развитие конкуренции, обеспечивая внедрение инвестиций в инновационную деятельность, с помощью усовершенствования государственной и муниципальной политике. Малый бизнес нуждается в государственной поддержке, это необходимо для развития экономики страны, а также международного престижа. Увеличение малого бизнеса приведет к увеличению доли валового внутреннего продукта, валового регионального продукта, а также дохода от налоговых сборов в федеральные, региональные и местные бюджеты.

Малый и средний бизнес существенно вырос за последние время. По данным Министерства экономического развития, можно сказать, что малые и средние предприятий в основном осуществляет деятельность в сфере услуг, общественного питания, не большая часть в строительстве, и небольшая часть предприятий задействовано в развитии инновационной деятельности, сфере медицины.

Основываясь на практике государств с развитой рыночной экономикой, авторы отмечают значимую роль малого предпринимательства, что постепенное формирование малого предпринимательства является важным условием эффективного решения возникающих проблем: развития конкурентоспособных культурных рыночных взаимоотношений, содействует наилучшему удовлетворению потребностей общества в товарах и способствует структурному изменению экономики.

Малое предпринимательство придает экономике эластичность, мобильность, подвижности, привлечения собственных средств населения с целью формирования производства. Государственная политика в взаимоотношениях с предпринимательской деятельностью способна быть успешной лишь в том случае, если её тенденции сходятся с внутренним элементам формирования самого предпринимательства. Поддержка со стороны государства в главную очередь проявляется в поддержке процесса саморазвития бизнеса, направленная в ослабление либо предотвращение преград с целью саморазвития, используя обширный комплекта инструментов и стимулов в достижении общих социально-экономических целей [34, c.35 — 40].

В основе государственного регулирования и поддержки малого бизнеса применяются законодательно правовая и финансовая база. Государство создает необходимые для предпринимателей инфраструктуры, которые оказывают предпринимателям необходимые услуги для реализации проектов. Государство способствует развитию консультационных фирм, а также включает в себя подготовку кадров нужной квалификации.

Роль государства как участника предпринимательского процесса выражается в различных ситуационных условиях развития малого бизнеса. Государство способно замедлять развитие предпринимательства, есть ли существует неблагоприятная обстановка для осуществления предпринимательской деятельности. Способен стимулировать предпринимательство путем предоставления льгот, субсидий, государственных заказов, является ускорителем предпринимательского процесса, привлекая новых экономических агентов.

Государственные и муниципальные программы поддержки малого предпринимательства включают в себя различные мероприятия (табл.4).

Таблица — 4 Государственные и муниципальные мероприятия поддержки малого предпринимательства [37, с.44 — 50]

Перечень мер принимаемых в государственных и муниципальных программах поддержки малого предпринимательства

Мероприятия по развитию инфраструктуры

Формирования и поддержки малого предпринимательства на федеративном, областном и районном уровне.

Мероприятия по вовлечению социально не защищенных слоев населения

Инвалидов, женщин, молодого поколения, уволенных в отставку военнослужащих, безработных, беженцев и вынужденных переселенцев, лиц, вернувшихся из мест заключения.

Мероприятия по обеспечению предоставления итогов учено — экспериментальных, экспериментально-конструкторских и научно-технических трудов, инновационных проектов

Стимулирование инновационных проектов

Мероприятия по предоставлению субъектам малого предпринимательства не завершенных строительством и пустующих объектов

Невыгодные и бесприбыльные компании на льготных условиях

Меры по предоставлению возможности для первоочередного выкупа арендуемых ими объектов недвижимости с учетом вложенных в них средств

Общее описание без адресной направленности

Финансовое предоставление муниципальных и городских проектов помощи малого предпринимательства осуществляется каждый год за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов, и иных источников, в соответствие с Федеральным законом [5]. Объем ежегодно выделяемых средств указывается в расходной части федерального бюджета отдельной строкой по представлению Правительства Российской Федерации. Общественные организации и компании различных организационно — правовых форм собственности, имеют право самостоятельно создавать и осуществлять проекты поддержки малого предпринимательства, создавать фонды его поддержки, а также вносить предложения в органы исполнительной власти о введении созданных планов в программы поддержки малого предпринимательства.

В основу государственной поддержки входит финансовая помощь только что вступивших либо вступающих в сферу деловой активности предпринимателей, с этой целью выполнения сформированных специализированных программ поддержки предпринимателей, в которых также предусматриваются мероприятия по льготному кредитованию, налогообложению. Государственные органы заинтересованы защищать интересы малого предпринимательства, с целью выполнения запланированных государственных программ [35, c.14-16].

Государственная поддержка предпринимательства удерживается макроэкономическими критериями. Основные события данных программ ориентированы, в первую очередь на решение ограничивающих условий формирования предпринимательства, как:

недостаточная организация налогообложения,

непостоянность экономного финансирования федеральных и областных проектов помощи предпринимательства,

неразвитость механизмов финансово — кредитной поддержки и страхования рисков, недостаток элементов самофинансирования,

ограничение доступа малых предприятий к производственным мощностям и имуществу реструктуризируемых компаний,

отсутствие надежной общественной безопасности и защищённости бизнесменов,

организационные проблемы взаимодействия малого бизнеса с рынком и с государственными структурами,

В качестве поддержки малого предпринимательства включена компенсация кредитным организациям полностью или частично недополученные ими доходы при кредитовании субъектов малого предпринимательства на льготных условиях. Требование компенсации формируются соглашением между кредитной организацией и соответствующим фондом поддержки. Помимо этого, предоставляется покрытие убытков страховым учреждениям целиком либо отчасти не полностью недополученных при страховании дохода. Требование компенсации формируются соглашением между страховой организацией и фондом поддержки малого предпринимательства. Предоставление роли субъектов малого предпринимательства выполнения правительственного заказа в виде производства товаров (услуг) с целью муниципальных потребностей. Заключается государственный договор на закупку и поставку продукта, товаров (услуг) должны размещать у субъектов малого предпринимательства не меньше 15% от общего объема поставок для государственных нужд данного вида продукции на основе конкурсов на поставки, проводимых между субъектами малого предпринимательства [31, c. 20-22].

Минэкономразвития РФ реализует комплекс мероприятий включая следующие направления:

создание и развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства (бизнес — инкубаторов),

поддержка субъектов малого предпринимательства, производящих и реализующих товары, предназначенные для экспорта,

улучшение концепции кредитования субъектов малого предпринимательства,

развитие инфраструктуры поддержки малых предприятий в научно-технической сфере,

поддержка региональных программ развития малого и среднего предпринимательства.

Автор выделяет допустимый спектр механизмов государственной поддержки малого предпринимательства разделив на категории:

а) Механизмы нормативно-правового регулирования. Основным нормативным актом является Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [6]. В законе основная роль отводится региональным программам развития субъектов малого и среднего предпринимательства.

б) Механизмы финансовой поддержки. Государственная финансовая поддержка малого предпринимательства применяется согласно Постановлению Правительства РФ «Об условиях и порядке предоставления средств федерального бюджета, предусмотренных на государственную поддержку малого предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства» [3].

в) Механизмы имущественной поддержки. Имущественная поддержка оказывается органами государственной власти и органами местного самоуправления в виде передачи во владение или пользование государственного, или муниципального имущества, в том числе земельных участков, зданий, строений, сооружений, нежилых помещений, оборудования, машин, транспортных средств, инвентаря, инструментов: на возмездной основе, на безвозмездной основе, на льготных условиях.

г) Механизмы предоставления инфраструктурных услуг. Инфраструктура поддержки малого предпринимательства подразумевает следующее:

формирование системы коммерческих и некоммерческих организаций, которые осуществляют свою деятельность в качестве поставщиков в целях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд,

создание центров и агентств по развитию предпринимательства, фондов содействия кредитованию, акционерных инвестиционных фондов и закрытый паевых инвестиционных фондов, привлекающих инвестиции для субъектов малого предпринимательства [24, c.37 — 40].

В качестве поддержки малого предпринимательства в 2015 года вступил закон с внесенными поправками, включающий в себя право для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей на неуплату установленных налоговых ставок, качестве выбирают системы налогообложения УСН или ПСН, в течение двух лет, в зависимости от региона в котором осуществляется деятельность, а также в сферах деятельности, кроме производственных, социальных, научных, а также данные поправки не будут относиться к предприятиям, превышающим численность сотрудников [2].

Государство предоставляет также перечень различных субсидий малому и среднему бизнесу:

субсидирование из краевого бюджета части затрат на уплату первого взноса при заключении договора финансовой аренды (лизинга), понесенных субъектами малого и среднего предпринимательства,

субсидирование части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в кредитных организациях, понесенных субъектами малого и среднего предпринимательства,

субсидирование части затрат субъектов малого предпринимательства на ранней стадии их деятельности в части приобретения основных фондов и нематериальных активов,

субсидирование возмещение части затрат в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности,

субсидирование экономического развития инновационной деятельности [55].

Российский банк поддержки малого и среднего предпринимательства (ОАО «МСП Банк») реализует программы финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства. Основными задачами Банка является, предоставить равные возможности доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к доступным и долгосрочным финансовым ресурсам на всей территории Российской Федерации, в том числе в регионах со сложной социально — экономической ситуацией и моногородах. А также обеспечить предельно обширный спектра форм и методов поддержки МСП через банки-партнеры и различные виды организаций инфраструктуры [56].

В 2014 году была создана национальной системы гарантийных организаций, ядром которой считается открытое акционерное общество «Небанковская депозитно-кредитная организация «Агентство кредитных гарантий», созданное в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2014 г. № 740-р.

Уставной фонд Агентства составляет 50 млрд. руб. Единственным учредителем и акционером выступает Российская Федерация в лице Росимущества, полномочия акционера осуществляет Минэкономразвития России.

Основными тенденциями работы учреждения считаются:

обеспечение «контргарантий», в рамках которого Агентство выступает гарантом вместе с областными гарантийными организациями при кредитовании проектов в неторговом секторе стоимостью от 50 млн. руб. до 1 млрд. руб.,

предоставление прямых гарантий субъектам МСП.

Применение механизма «контргарантий» дает возможность использовать источник региональных гарантийных организаций и увеличить объемы кредитования субъектов МСП, в том числе за счет разработки общих условий и стандартов деятельности региональных гарантийных организаций и расширение их возможностей по предоставлению поручительств, а также оказание методической поддержки по их внедрению. Формирование общих условий к региональным гарантийным организациям, процедурам предоставления гарантий предоставит возможность облегчить и удешевить процесс предоставления кредитов под поручительства региональных гарантийных организаций [43].

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector