Драматургия в видеосьемке

Вы взяли какую-то тему. У вас родилась мысль, которая может быть раскрыта на этом материале. Ищите конфликт, выявляйте противоборствующие начала, через борьбу раскрывайте личность, она вызовет сочувствие, сопереживание. Последовательно, про совету М. Ломоносова, располагайте сцены. Старайтесь, чтобы каждая следующая содержала в себе новизну и неожиданность. Так вы удержите внимание зрителя и выразите свою мысль, а зритель эмоционально ее воспримет и усвоит, и цель вашей работы будет достигнута. Эти принципы действуют все вместе, в плотном переплетении между собой. Трудитесь, думайте, и тогда все получится.

Как правильно строить новостной сюжет

Публицистика — публичное обсуждение насущных социальных проблем. Информационные передачи — один из жанров публицистики, один из рычагов управления сознанием общества. Отсюда проистекает огромная ответственность перед теми людьми, к которым вы обращаете свои сообщения.

  • Субъективность — неотделимая часть человека. Не пытайтесь быть демонстративно объективными, старайтесь быть честными. Ваша совесть должна во всех случаях остаться чистой (даже если на вас «давит» начальство).
  1. Информация и новости совсем не одно и то же. Сообщение или сюжет может содержать информацию о событиях, которые произошли не сегодня и не вчера, а много времени назад, но имеют отношение к развитию современной жизни, способны вызвать интерес в данный момент.
  2. Человек всегда стремится узнать что-то новое для своей безопасности или самосовершенствования. Чтобы поддержать в нем интерес к сообщению в коротком сюжете, может быть применена урезанная ломоносовская формула: 2-3-4. Это означает, что каждый следующий кусок в сюжете должен нести что то новое, неожиданное и более интересное, чем редыдущий.
  3. Зритель, наделенный всеми человеческими слабостями, стремится не только узнать что-то новое, но еще узнать мнение компетентного человека или очевидца, способного анализировать событие.
  4. Нельзя излагать набор фактов. Нужно раскрывать логику события, его причины. Следствия без причины не бывает. Показ следствия без объяснения причины — дезинформация зрителя, завуалированный обман.
  5. Оператор — не инструмент журналиста, а полноценный соавтор. Нельзя послать оператора на съемку, напутствуя словами: «Сними мне школу на три минуты». Журналист должен сам присутствовать на съемке во всех случаях, даже когда рядом свистят пули.
  6. Журналисту и оператору необходимо уметь раскрывать содержание не текстом, но с помощью сочетания в кадре образов и текста, не повторяющего содержание изображения.
  7. Изучив материал, четко определите тему сюжета и дайте ему название. Тогда у вас сформируется точка зрения на то, что именно нужно снимать, что увидеть в кадре, как раскрыть смысл события или явления. Новости — это не сухая и безжизненная информация, а волнующий рассказ о событиях и проблемах в жизни людей

Природные качества психики человека

Попробуем перечислить некоторые основные природные качества психики человека, на которых зиждутся принципы драматургической организации документального материала, подходы к построению документальных произведений.

  1. Поведением человека во многом руководит инстинкт самосохранения. По этой причине его интересует все, что может угрожать его существованию или облегчить его существование. Это распространяется и на действия на улице, когда автомобиль может угрожать его жизни, и на политические события, способные привести к катастрофе или резкому ухудшению его бытия.
  2. У человека существует постоянная потребность в получении информации для непрерывной работы мозга. Лучший вариант, когда поступающая в сознание информация отвечает потребностям и интересам личности. Принцип своей рубашки, которая ближе к телу.
  3. Все общество или все зрители делятся на социальные группы, у которых могут быть совпадающие, мало совпадающие и противоположные потребности в информации. Одни группы чрезвычайно велики, другие — ничтожно малы. Конечно, есть и средние по численности группы с близкими интересами.
  4. Согласно общей теории информации (об этом же говорят психологические исследования), если человек получает сообщение, содержание которого ему уже известно (повтор), такое сообщение передает ему ноль информации Оно для него лишено смысла. После получения сообщения с повторным содержанием человек теряет интерес к источнику информации. Это даже может вызвать у него неудовольствие.
  5. Когда человек уверен в своей безопасности, то наступает потребность в получении другой информации, духовной в широком смысле этого слова — от науки и искусства до деятельности соседей. В каждой социальной группе главенствуют присущие только ей духовные интересы.
  6. У подавляющего большинства людей существует потребность в самосовершенствовании для расширения перспектив своей деятельности. Особенно ярко это проявляется в детском и юношеском возрасте, в молодости.
  7. Наибольший интерес и активней привлекают внимание к получаемым сообщениям неожиданные сведения. Они содержат большее количество информации. А потому вызывают наиболее яркую эмоциональную реакцию.
  8. Человек так устроен, что постоянно находится в состоянии ожидания новых сведений и даже пытается предугадать, что ему предложат с экрана. Это слабо осознаваемая зрителем потребность активно участвует в процессах восприятия.
  9. Зритель (слушатель, читатель или собеседник) всегда хочет получить не только голую констатацию факта, но и мнение, оценку этого факта знающим человеком, чтобы выработать собственное отношение и выбрать стратегию своего поведения. И если же он не получает оценки, то его настигает чувство неудовлетворенности в полученной информации, а иногда и состояние растерянности. 

Построение повествовательного (документального) сюжет


При создании повествовательных по форме экранных произведений авторы пользуются определенным набором принципов. Перед каждым из создателей стоят те же самые два главных вопроса: что и как?

Выбор темы

Опять выбор, отбор, отсечение лишних фактов и малозначимой информации. От этого никуда не уйдешь. Если взять тему о том, как певица Пупкина разошлась со своим мужем Колен-киным, то, независимо от количества показанных семейных скандалов, такая тема уважающим себя зрителям не покажется интересной. Они просто нажмут на кнопку другого канала.

Если этот же материал использовать для рассказа, как изощренный женский ум находит способы обвинить мужа в несовершенных грехах, чтобы получить повод для развода и обелить себя в глазах окружающих, то количество зрителей заметно возрастет.

Если еще дальше осложнить тему и повести речь о нравственности и человеческой непорядочности, приводящей к тяжелым драмам в жизни детей, то такой подход и взгляд на семейные события может еще больше раздвинуть границы зрительской аудитории.

Выбор темы — это выбор угла зрения на события, выбор критериев отбора информации, выбор теста, по которому определяется, что нужно и что не нужно снимать, что искать и фиксировать на пленку режиссеру и оператору в этих событиях, в чем и где проявляется именно избранный авторами аспект рассказа.

Идея

Вопрос что существует в паре: тема и идея. Идея, мысль. которую автор хочет донести до зрителей своим произведением, не менее важная половина вопроса «что»: что хочет сказать режиссер своим зрителям.

Идея это путеводная звезда автора и режиссера в бездне возможных вариантов съемки, это — миноискатель, который точно определяет, где скрываются наиболее выразительные и яркие образы, это — указующий перст, который говорит: снимай это, и тогда тебя поймут.

Нет более уничтожающей оценки вашей работы, когда говорят: «а что, собственно, хотел сказать режиссер? Мы не поняли».

В примере с певицей Пупкиной в последнем варианте темы идея могла бы звучать так: «Человеческая непорядочность всегда способна уродовать судьбы людей. Но особенно она страшна, когда она ломает судьбы детей». Это относится и к отношениям в семье, и к отношениям в школе.

Гипотетический пример позволил показать, как банальная тема с помощью неординарной мысли может трансформироваться и воплотиться в полноценном произведении.

К. Станиславский говорил всегда, что идея должна быть действенной: «Я хочу сказать, что…». Желание сказать — и есть то побудительное начало, которое взводит пружину творчества, греет душу автора, ведет его по тернистому пути.

Название

Имя может очень многое сказать о человеке. Название произведения — это его имя. Оно обязательно должно не только характеризовать фильм или передачу, но еще привлекать интерес зрителя. Об этом уже шел разговор при разборе драматургии сюжета. Оно может быть интригующим, абсурдным или нежно-лирическим. Но, главное, оно должно быть ориентировано на интересы определенной группы зрителей.

Деление на сцены

В науке существует такое понятие, как дискретность, прерывистость. Человеку от природы дана возможность воспринимать и думать только дискретно, прерывисто, т.е. по кускам. Воспринял один какой-то компонент, и требуется пауза, чтобы усвоить, обдумать. Уложилась в сознании первая порция информации, восприятие готово к приему следующей и т.д. Мы даже пищу принимаем кусками, разжевываем ее, и только потом она отправляется дальше. И воду пьем глотками, и дышим прерывисто. В этом — наша природа. Мы не в состоянии, как удавы, проглотить сразу целого зайца

Точно так же должно строиться и любое произведение, размером больше одной-двух минут.

Умение организовывать, составлять сцену — обязательное требование к профессионалу. А каждая сцена внутри себя имеет начало, середину и, если это не последняя сцена произведения, то не совсем завершенный конец. В нем должен содержаться посыл, новый вопрос, «крючок», вытягивающий продолжение рассказа и вызывающий развитие интереса.

Расположение сцен

Расположение сцен, кусков содержания Полноценное произведение обычно представляет собой цепочку сцен, связанных друг с другом и развивающих основную мысль автора.

Формула М. Ломоносова вам уже известна. Она полностью применима в повествовательных произведениях.

Каков же механизм возбуждения и поддержания интереса зрителей в процессе восприятия?

Внутри такого механизма заложена потребность человека в получении новых сведений, пополнении знаний, расширении своих возможностей.

Если мы сказали «А», а потом говорим «Б», то чем отличается одно от другого, с точки зрения требований драматургии?

Допустим, мы сняли сцену о педагоге, ученики которого получили больше всех медалей в области и все поступили в вузы. В конце сцены в тексте сообщаем: «Было бы несправедливо рассказать только об одной стороне жизни учителя Ивана Иванова». С этими словами закончится сцена «А». Сцена «Б» начнется с кадров садового участка учителя. Он через бинокуляр рассматривает что-то внутри большого цветка, копается там пинцетом. В конце сцены мы узнаем, что он получил золотую медаль в Голландии за новый сорт лилий собственной селекции.

Вторая сцена принесла нам большую неожиданность: кто бы мог подумать, что учитель математики и физики еще и страстный цветовод! Она открыла нам нечто новое в этом замечательном человеке. А фраза, сказанная в конце первой сцены, послужила «крючком» для втягивания интереса зрителей во вторую сцену.

Но еще одно очень важное обстоятельство. Сопоставление смыслов этих двух сцен породило новый смысл: о цельности натуры этого прекрасного человека, о том, что он все делает необычайно добросовестно и тщательно: и учит школьников, и выращивает цветы. На этом примере отчетливо выявлена драматургическая роль монтажа. Возьмем другой пример, принципиально иного характера.

Бабуля-пенсионерка, чтобы помочь соседке, согласилась бесплатно водить в школу и встречать из школы ее сына-первоклассника. Она делает это каждый день. Ее спросили: хватает ли ей пенсии и почему она бесплатно взялась помогать? Она ответила: «Пенсии, конечно, не хватает, но мать работает и сама еле концы с концами сводит. А мальчишку растить нужно».

Чтобы закинуть «крючок» в следующую сцену, за кадром на конце первой можно произнести фразу: «Если человеку от природы дарована сострадающая душа, то она трудится, не спрашивая благодарности».

Бабуля кормит и держит дома еще двух выброшенных кем-то собак.

— Сытой нашу жизнь не назовешь. Но если у кого-то нет совести, это не значит, что ее не должно быть у всех, — говорит она. И мы видим на экране, как старушка ведет за руку мальчишку с рюкзачком, а рядом, виляя хвостами, бегут две собаки.

Мало того, что старушка бесплатно помогает соседке, когда ей самой пенсии не хватает, она еще решила поделиться своим скудным достатком с обиженными людьми животными. Посмотрит две такие сцены зритель, и у него невольно возникнут мысли о великой силе человеколюбия, о щедрой и бескорыстной русской душе, о доброте — исконной национальной черте.

Каждая следующая сцена должна обязательно нести достаточно много нового и в какой-то мере неожиданного. Только в этом случае зритель будет получать необходимое количество информации, поддерживающей его интерес. Чем неожиданней следующая сцена по отношению к предыдущей, тем большее количество информации она содержит, тем интересней она для зрителей.

Личность героя

Многие режиссеры считают, что выбор личности героя -определяющее и главное дело в документалистике, что если нет такого героя, который чертами своего характера вызовет интерес зрителей, не стоит городить огород и начинать снимать кино.

И в их позиции присутствует огромная доля истины. Для документалистики — это важнейшее качество произведения, как и для игрового кино. Вспомните артиста А. Баталова. Что бы он ни делал на экране, во всем сквозит чарующее обаяние этого человека. Он приковывает к себе внимание, вызывает глубокую симпатию, располагает к себе зрителей.

В 1964 году вышел на экраны короткометражный фильм «Катюша» В. Лисаковича. Героиня фильма — медицинская сестра, прошедшая Великую Отечественную войну. В фильме есть сцены, когда она, сидя в просмотровом зале, с подлинной искренностью и непосредственностью комментирует кадры киноматериала, в котором она снята сама. Она невольно вызывает восторг зрителей своей жизнерадостностью и юмором. Страшная война не сломала, не победила ее жизнеутверждающий и веселый характер. Картина имела заслуженный и шумный успех, завоевала главный приз на фестивале в Лейпциге.

Но обратите внимание: учитель, который вел урок по математике, и учитель, селекционирующий лилии, и бабуля, приютившая бездомных собак — все они — незаурядные личности, в чем-то уникальные, наделенные особыми и ярко выраженными чертами характера.

Возможно, у кого-то уже возник вопрос: а какое отношение имеют качества личности героя к драматургии, к последовательности и приемам рассказа на экране? Закономерный вопрос!

К сведению телевизионщиков: содержанием на экране является не только текст. Главным по объему информации является изображение, поступки героя, действия персонажей и, что очень важно, проявление черт характера. Не устный рассказ об этих чертах на нейтральных кадрах, а непосредственное действие, приводящее зрителя к пониманию героя. Проявления личности — существенная часть содержания. От того, как мы расставим эти проявления — в каком порядке, в какой последовательности — зависит эмоциональное воздействие содержания и понимание мыслей автора зрителями.

Выбор личности героя — выбор существенной части содержания.

Конфликт

Конфликтами пронизана вся наша жизнь. Мы постоянно вынуждены решать проблемы и преодолевать конфликты. Большие, маленькие, средние, на государственном и на семейном уровне, в быту и на работе. Конфликт — неизбежный спутник жизни.

Конфликт, если вы помните, — главный возбудитель интереса зрителей к произведению. Он выявляет противостоящие друг другу силы, стороны или личности. Он подразумевает возникновение и продолжение борьбы. А зритель сочувствует той или иной стороне. Ему интересно узнать, кто выйдет победителем, кто одолеет препятствия.

На первый взгляд может показаться, что в повествовательных формах конфликт отсутствует. Но именно эта ошибка прямой дорогой ведет авторов к скуке на экране. Бесконфликтных ситуаций не бывает. А если в событии, о котором вы собираетесь рассказать, вы не нашли конфликта, то не стоит создавать такое произведение.

Вернемся к примеру с учителем и задачей про бассейн и две трубы. Никакого внешнего конфликта там нет. Школьники не устраивали дебош, который нужно было бы усмирять. Они не отказывались учиться, и не нужно было преодолевать их нежелание получать знания. В чем же тогда конфликт?

А конфликт был! Сможет ли учитель превратить скучную задачу в увлекательное занятие для ребят или нет? И все действия и слова учителя были направлены на то, чтобы преодолеть скуку. Он боролся со скукой. Раскрыть эту борьбу на экране — главная задача для режиссера и оператора.

Казалось бы, где искать конфликт в сюжете про учителя-цветовода? А даже там он есть! Поставьте вопрос: как учитель провинциальной районной школы сумел вырастить столько медалистов? И у вас в фильме появляется конфликт. Он скрывается в столкновении загадочного факта с отсутствием объективных причин, условий для рождения такого факта. Мы вынуждены начать расследование, поиск ответа на вопрос, раскрутить маленький детектив. Зритель и сам пытается найти ответ. Он мысленно строит варианты. Начинается борьба за поиск ответа. Но именно в этом состоит попытка разрешить конфликт.

В нашем гипотетическом фильме про бабулю конфликт много сложнее. Он состоит в противостоянии нищеты и совести. Его можно выразить исконно русским вопросом: что делать? Что делать героине? Требовать денег с бедной соседки за помощь в воспитании сына? Отказаться ей помогать без оплаты? Поступать так же, как это сделали другие, выбросившие своих собак на улицу? Или жить по совести? Конфликты, в которых участвует совесть — сложнейшие внутренние столкновения различных сторон личности человека.

Бабуля перед выбором: отсидеться в квартире и ничего не делать или помочь другим в ущерб себе, но приобрести радость от сотворенного добра?

Ее выбор вы знаете. На конфликтности ситуации держится и развивается интерес аудитории к происходящим событиям. Мало ей было соседского сына, она еще и собак приютила.

Но, допустим, в вашей теме нет социального конфликта. Нет такой борьбы, когда люди портят друг другу лицо. А есть внешне спокойный рассказ о работе ученого, о его науке. В чем тогда искать конфликт и борьбу?

В общем случае такой вариант выглядит как конфликт незнания со знанием, как борьба знания с незнанием. При таком понимании конфликта и борьбы принципиально важно определить социальную группу, на которую рассчитано ваше произведение, уровень ее знаний, а следовательно, интересов и потребностей в информации. Тогда вам удастся удерживать интерес зрителей к рассказу. Необходимо только понимать, что каждая следующая сцена должна содержать в себе то новое знание, которое в какой-то степени будет неожиданным для выделенной вами аудитории, будет для нее своего рода откровением. Позже мы рассмотрим такой пример.

Конфликт в повествовательном произведении, конечно, представляет собой не ту мощную пружину игрового фильма, которая раскручивает его сюжет, а скорее, небольшую пружинку. Но и такая пружинка должна быть предварительно сжата, чтобы распрямиться по мере развития мысли. Иногда такую пружинку можно упаковать всего лишь в одной из сцен. И в этом случае она даст толчок к пробуждению дальнейшего интереса зрителей.

Ищите и выявляйте противоположные силы, противостоящие друг другу начала, чтобы через этот скрытый или явный конфликт раскрыть черты характера героя, качества его личности.

Сопереживание

Здесь приходится напомнить одну из главных истин экрана.

Что бы ни показали нам в кино или по телевизору, мы все воспринимаем как происходящее сейчас, сию минуту. И фильмы Ч. Чаплина, и хронику коронации Николая II, и записанную на пленку передачу «Поле чудес». Стоит внимательно всмотреться в действие на экране, вникнуть в него, как мы тут же оказываемся соучастниками события. Мы забываем, что это было вчера, и переживаем как происходящее на наших глазах. Таков феномен живого движущегося в реальном течении времени изображения. Не даром А. Тарковский называл кино «запечатленным временем».

Этот феномен родился на первом сеансе Л. Люмьера и не подает никаких признаков старения. Поэтому немыслимые потуги и затраты на то, чтобы показать событие именно в тот момент, когда оно происходит, в режиме с неверным названием «он лайн» (on line-англ.), в 95 случаях из 100 не стоят и гроша.

Искусство — всегда отбор, выбор. В прямом эфире выбор всегда сведен к минимуму. Отсюда перед вами другой выбор, чего вы хотите добиться: произвести на зрителя впечатление своей могучей техникой и технологией, похвастаться, показать, что вы не хуже других работаете в струе моды, или произвести впечатление добротным содержанием своей работы.

Косноязычный, запинающийся и внешне несимпатичный журналист в прямом эфире никогда не вызовет сочувствия и сопереживания, будь он семи пядей во лбу. Таков суровый приговор экрана. Сочувствие и сопереживание способны вызывать только герои и персонажи ваших экранных повестей, а не журналисты, которые о них рассказывают. Чем меньше присутствие журналиста в кадре, тем больше оснований надеяться, что зрители проникнутся сочувствием к герою. Лучший вариант для фильма, когда там вообще нет говорящей головы, а есть только реальные герои.

Все свершающиеся на планете события — результат деятельности человека, если не считать природных явлений. И принятый государственный закон отражается на жизни людей, и новое научное открытие ведет к переменам. Каждый человек испытывает на себе давление со стороны государства, общества, соседей, начальства и даже семьи. А в этих условиях неизбежно возникают конфликты. Людям приходится постоянно преодолевать разные препятствия, вступать в борьбу, добиваться своих целей. Человек в центре всех событий, о нем и для него создается произведение.

В любом экранном рассказе, о новом ли токарном станке, или о проблеме экономики, лучше вести изложение через человека, через его радости и беды, показывая его в работе и в общении. Когда мы видим незаурядного человека, следим за его поступками и действиями, мы невольно сравниваем себя с ним, ставим себя на его место, совершая, тем самым, определенную мысленную работу, которая втягивает нас в экранные события. Уверяю вас, что вы мысленно где-то сбоку сидели в классе, когда учитель задавал школьникам задачу про бассейн. Вы только не могли и не старались обнаружить себя, но ваш внутренний взгляд был в этом классе в этот момент. И так происходит со зрителями всегда, когда они смотрят достойное их внимания произведение.

Если на ваших глазах произошел несчастный случай, то в вашей душе немедленно возникает сочувствие, вы невольно испытываете волнение и сострадание, сопереживание пострадавшему. Точно также все происходит, когда вы смотрите на экран: «на ваших глазах». Нужно только уметь так снять событие, чтобы оно в кадрах и образах последовательно разворачивалось перед зрителем. Не рассказать о нем словами, а показать в реальном виде, чтобы человек, о котором идет рассказ, предстал во всем своем величии или кошмаре, с блеском глаз на крупном плане, с мыслями во взгляде или со слезами на лице. К великому сожалению, журналисты не понимают, что в этом состоит суть телевидения—показывать, а не только наговаривать текст.

Да! Такая работа требует больше усилий и времени, обязывает владеть определенным уровнем мастерства режиссера и оператора. От этого никуда не уйдешь — такова профессия.

Стоит дать зрителю вглядеться в человека, в то, как он работает, как движутся его руки, как он думает, о чем рассуждает -тут же начинается процесс сопоставления себя с героем. А если у персонажа на экране возникли какие-то проблемы или случилось несчастье, то сопереживание утраивается. Дайте зрителю подробности событий с участием героя — и зритель в вашей власти.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector